Когда ребёнок поступает в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), ему впервые в жизни приходится привыкать к новой обстановке, к незнакомым людям. Этот период привыкания (адаптации) к условиям детского учреждения у маленьких детей может протекать по-разному. Наиболее тяжело протекает период адаптации у детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев.
Многолетние наблюдения за детьми и научные исследования показали, что период адаптации протекает значительно легче в том случае, если у ребёнка до поступления в детское учреждение была определённая подготовка.
Определённая подготовка предусматривает:
- хорошее состояние здоровья ребёнка, его нормальное физическое и нервно-психическое развитие. Это во многом зависит от того, как выполняются рекомендации и назначения участкового педиатра, который наблюдает ребёнка со дня его рождения;
- организацию правильного режима дня ребёнка, который рекомендуется ему по возрасту врачом-педиатром;
- отсутствие у ребёнка не всегда желательных привычек (сосание пустышки, засыпание при укачивании, стремление постоянно быть на руках у взрослого);
- формирование у ребёнка возрастных навыков при кормлении, одевании (самостоятельно держать ложку, протягивать ручку, ножки для одевания);
- воспитание у ребёнка доброжелательного отношения к взрослым и детям (знакомым и незнакомым).
Правила воспитания маленьких детей установлены в результате глубокого изучения особенностей развития детского организма, и лучше всего следовать им с первых дней жизни ребёнка, так как воспитывать легче, чем перевоспитывать. Если же в процессе воспитания малыша были допущены какие-то ошибки, лучше исправить их до поступления ребёнка в дошкольное учреждение, в привычной домашней обстановке.
Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к детскому коллективу, меньше болел и меньше плакал, НЕОБХОДИМО:
- 1. Следовать рекомендациям врачей и педагогов с самых первых дней жизни ребёнка.
- 2. Тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием (развитие движений, речи, навыков).
- 3. По совету участкового врача проводить систему закаливания ребёнка, учитывая его возраст и состояние здоровья.
- 4. Организовать для ребёнка правильный режим дня, близкий к режиму, который принят в дошкольном учреждении, куда поступает ребёнок.
- 5. До поступления в ДОУ постарайтесь не приучать ребёнка к засыпанию с пустышкой и укачиванием, кормлению с игрушками и уговорами.
- 6. Приучать ребёнка пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком в те возрастные сроки, которые рекомендуют специалисты.
- 7. Научить ребёнка самостоятельно играть с игрушками и как можно меньше быть на руках у взрослого во время бодрствования.
- 8. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.
10. Объективно оценить, готов ли малыш к отлучению от груди.
11. Начинать оформление документов для поступления ребёнка в ДОУ за 3 месяца до выхода мамы на работу, учитывая, что это время может потребоваться на обследование ребёнка, его возможное оздоровление, на процесс адаптации к детскому учреждению, во время которого малыш нуждается в том, чтобы его брали домой раньше. В первое время надо приводить ребёнка всего на 2-3 часа, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в группе, в зависимости от того, как он будет себя чувствовать.
Дома в этот период надо организовать для ребёнка щадящий режим (обеспечить рациональное питание, увеличить продолжительность дневного сна и время пребывания на свежем воздухе), с учётом рекомендаций и советов сотрудников детского учреждения (врачей, педагогов). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком особенно ласковое.
Когда малыш привыкнет к новым условиям жизни, будет хорошо себя чувствовать, мама может спокойно пойти на работу.
Как надо готовить ребёнка к поступлению в детский сад.
- Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
- Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
- Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
- Как можно раньше провести оздоровительные и корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребёнка лишь при условии, что он здоров.
- Не отдавать ребёнка в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня для ребёнка дома.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Оформить в детский сад по месту жительства.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придёт.
- Стараться отдать его в группу, где у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков обращения с детьми и взрослыми людьми.
- Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребёнку детским садом, как наказанием за детские грехи, а также за непослушание его.
- Чтобы ваш ребёнок был, как надо подготовлен к саду, прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей в дошкольном учреждении.
- Готовить вашего ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Всё время объяснять ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и мил.