Оригинал http://www.aap.org/publiced/BK0_DevMile_1Mos.htm
После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Резкие вздрагивающие движения ручками
• Подносит руки к глазам и ко рту
• Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону
• Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать
• Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки. Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения
Зрительное и слуховое развитие
• Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.
• Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие
• Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки
• Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям
• Слух полностью сформировался
• Ребенок узнает некоторые звуки
• Может повернуться к знакомым звукам и голосам
Обоняние и осязание
• Отчетливо предпочитает сладкие запахи
• Избегает горьких или кислых запахов
• Узнает запах грудного молока своей матери
• Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям
• Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно
Контроль за развитием ребенка.
Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка:
• Ребенок выражено плохо и медленно сосет
• Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света
• Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону
• Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим
• Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка
• Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит
• Ребенок не реагирует на громкие звуки
Каких достижений в развитии стоит ожидать к трехмесячному возрасту?
К возрасту трех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Поднимает голову и грудь, лежа на животе
• Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе
• Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине
• Раскрывает ладони и сжимает кулачки
• Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
• Подносит руки ко рту
• Ударяет свисающие предметы руками
• Хватает игрушки и трясет ими
Зрительное и слуховое развитие
• Внимательно разглядывает лица
• Следит за движущимися предметами
• Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
• Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений
• Улыбается при звуке вашего голоса
• Начинает гулить
• Начинает подражать некоторым звукам
• Поворачивает голову в направлении звука
Социальное и эмоциональное развитие
• Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)
• Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается
• Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица
• Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого
Контроль за развитием ребенка.
Хотя каждый малыш развивается по-своему, в своем темпе, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:
• Не реагирует на громкие звуки
• К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки
• К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса
• К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами
• К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы
• К возрасту трех месяцев не улыбается людям
• Не может хорошо держать голову в три месяца
• К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их
• К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить
• К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот
• К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки
• К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности
• Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях
• Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)
• Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку
• Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев
В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Переворачивается с живота на спину и обратно
• Садится с помощью, а затем и без помощи рук
• Стоит с поддержкой
• Дотягивается до предметов одной рукой
• Перекладывает предметы из одной руки в другую
• Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват
Зрительное развитие
• Может видеть все цвета
• Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов Может лучше следить взглядом за движущимися предметами
Развитие языковых навыков:
• Откликается на своё имя
• Начинает реагировать на слово "нет"
• Различает эмоции и интонации
• Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит
• Выражает голосом радость и неудовольствие
• Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов
• Развитие процесса познания:
• Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду
• Исследует предметы руками и ртом
• Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии
Социальное и эмоциональное развитие:
• Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, "дай-на"))
• Проявляет интерес к изображениям в зеркале
• Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:
• Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие
• Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла
• Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть
• Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет
• Отказывается от обниманий
• Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают
• Ребёнку не нравится быть в обществе других людей
• Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам
• Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету
• Не реагирует на звуки
• Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно
• К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука
• К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно
• В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам
• К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно
• К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой
• К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает
• К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами
• К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)
• К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой
• К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями
• К возрасту восьми месяцев не лепечет
• К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в "ку-ку!"
Каких достижений в развитии стоит ожидать от двенадцатимесячного ребенка?
В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля - впервые ребенок ощущает себя физически независимым.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка.
Двигательное развитие
• Садится без посторонней помощи
• Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами
• Встает на четвереньки
• Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Это либо четвереньки - ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи - опора на стопы и ладони)
• Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз
• Подтягивается, чтобы встать
• Ходит, держась за мебель
• Недолго стоит без поддержки
• Может сделать пару шагов без поддержки
Развитие мелкой моторики и движений рук
• Использует «пинцетный» захват
• Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга
• Кладет предметы в разные емкости
• Вынимает предметы из различных емкостей
• Осознанно выпускает предметы из рук
• Толкает/трогает предметы указательным пальцем
• Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые
Развитие языковых навыков
• Все больше интересуется речью окружающих
• Реагирует на несложные устные просьбы
• Реагирует на слово «нет»
• Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»
• Лепет становится более выразительным
• Говорит «мама» и «папа»
• Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»
• Пытается повторять слоги и простые односложные слова
Развитие процесса познания
• Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)
• Легко находит спрятанные предметы
• Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке
• Копирует жесты
• Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)
Социальное и эмоциональное развитие
• Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев
• Плачет, когда мама или папа уходит
• В своих играх любит копировать других
• Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам
• Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)
• Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)
• В определенных ситуациях может пугаться
• Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным
• Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание
• Сосет свой пальчик
• Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати месяцев.
• Не ползает
• Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)
• Не может стоять с поддержкой
• Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах
• Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)
• Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой
• Не указывает на предметы или картинки
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте двух лет?
На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• Самостоятельная ходьба
• Ходит, волоча за собой игрушки
• Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек
• Начинает бегать
• Встает на цыпочки
• Бьет ножкой по мячу
• Заползает и сползает с мебели без помощи других людей
• Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой
• Развитие мелкой моторики и движений рук
• Сам рисует каракули
• Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое
• Стоит башню из четырех или даже больше кубиков
• Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой
Развитие языковых навыков
• Показывает на предмет, который называют ему другие люди
• Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела
• Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)
• Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)
• Говорит предложениями из двух-четырех слов
• Исполняет простые просьбы
• Повторяет слова, которые слышит в речи других людей
Развитие процесса познания
• Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими
• Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета
• Начинает играть в символические игры
Социальное и эмоциональное развитие
• Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его
• Все лучше осознает свою отдельность от других людей
• Все с большим удовольствием общается с другими детьми
• Проявляет все большую независимость
• Начинает проявлять непослушание
• Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает
Контроль за развитием ребенка
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте двух лет:
• К полутора годам не начал ходить
• Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках
• К полутора годам не произносит как минимум пятнадцати слов
• Не использует в речи простые предложения, состоящие из пары слов
• К возрасту год и три месяца не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)
• К концу описываемого периода развития не начинает копировать действия или повторять слова
• К возрасту двух лет не исполняет простые просьбы
• К возрасту двух лет не научился катить игрушки на колесиках
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте трех-четырех лет?
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период "ужасных 2-х лет" и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» - от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
• подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
• поднимается и спускается по лестнице без поддержки
• пинает мяч
• подбрасывает мяч вверх
• почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
• движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук
• копирует квадратные формы по образцу
• рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
• пользуется ножницами
• рисует круги и квадраты
• начинает срисовывать по образцу большие буквы
Развитие языковых навыков
• различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
• совершенствует основные грамматические навыки
• говорит предложениями из 5-6-ти слов
• говорит достаточно чётко - так, что его понимают даже незнакомые люди
• рассказывает истории
Развитие процесса познания
• правильно называет некоторые цвета
• имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
• подходит к проблемам со своей точки зрения
• начинает обретать чувство времени
• выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
• вспоминает части рассказа
• различает понятия «одинаковое» и «разное»
• Играет в фантазийные игры
Социальное и эмоциональное развитие
• с интересом относится ко всему новому
• объединяется и взаимодействует с другими детьми
• играет в "маму" или "папу"
• проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
• сам одевается и раздевается
• с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
• становится более независимым
• представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
• воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
• часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.
• не может подбрасывать мяч
• не может подпрыгнуть на месте
• не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
• не может держать мелок (каркандаш) в пальцах
• с трудом рисует каракули
• не может поставить 4 кубика один на другой
• по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
• не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
• игнорирует других детей
• не общается с людьми которые не являются членами его семьи
• не использует фантазию в играх
• сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
• выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
• не может нарисовать круг по образцу
• не использует предложения больше чем из 3-х слов
• неправильно употребляет слова «я» и «ты»
Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.
Посмотрим на некоторые другие достижения.
Двигательное развитие
• Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
• Подпрыгивает, кувыркается
• Раскачивается, карабкается (на что-либо)
• Возможно, перепрыгивает (через что-либо)
Развитие мелкой моторики
• Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
• Рисует человека с телом
• Пишет некоторые буквы
• Одевается и раздевается без помощи
• Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
• Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков
• Вспоминает часть рассказа
• Произносит фразы более чем из пяти слов
• Использует будущее время
• Рассказывает длинные истории
• Называет свое имя и адрес
Развитие процесса познания
• Может пересчитать десять и более предметов
• Правильно называет не менее четырех цветов
• Лучше представляет себе понятие времени
• Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
Социальное и эмоциональное развитие
• Хочет радовать друзей
• Хочет быть похожим на своих друзей
• Легче соглашается с правилами
• Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
• Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
• Знает о различии полов
• Может отличить фантазию от реальности
• Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
Контроль за развитием ребенка
Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.
• Ведет себя очень испуганно или робко
• Ведет себя очень агрессивно
• Не может расстаться с родителями без сильного протеста
• Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут
• Мало интересуется игрой с другими детьми
• Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно
• Редко использует воображение или имитирование в игре
• Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
• Не интересуется новыми видами деятельности
• Избегает или сторонится других детей и взрослых
• Не выражает широкого диапазона эмоций
• Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
• Не может различать фантазию и реальность
• Выглядит необычно пассивным
• Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
• Не может правильно назвать свои имя и фамилию
• Не использует в речи множественное число и прошедшее время
• Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
• Не может построить башню из шести-восьми кубиков
• Испытывает неудобство, держа карандаш
• Испытывает трудности, снимая одежду
• Не может эффективно чистить зубы