Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте одного месяца?

Оригинал http://www.aap.org/publiced/BK0_DevMile_1Mos.htm

После рождения ребенка вам может показаться, что Ваш ребенок только и делает, что ест, спит, плачет и пачкает подгузники. Однако уже к концу первого месяца он становится намного более активным и начинает реагировать на новые проявления внешнего мира. Постепенно его движения станут более уверенными, особенно в части запихивания руки в рот . Вы заметите, что он слушает, когда вы говорите, смотрит на вас, когда вы держите его на руках, и даже иногда совершает осознанные движения, или чтобы привлечь ваше внимание.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• Резкие вздрагивающие движения ручками

• Подносит руки к глазам и ко рту

• Лежа на животе, может повернуть голову из стороны в сторону

• Голова запрокидывается назад, если ее не поддерживать

• Руки постоянно напряжены и сжаты в кулаки. Наблюдаются ярко выраженные рефлекторные движения

Зрительное и слуховое развитие

• Фокусирует взгляд на расстоянии 20-30 см.

• Взгляд блуждает, возможно небольшое сходящееся косоглазие

• Предпочитает смотреть на черно-белые или контрастные предметы и рисунки

• Предпочитает изображение человеческого лица всем другим изображениям

• Слух полностью сформировался

• Ребенок узнает некоторые звуки

• Может повернуться к знакомым звукам и голосам

Обоняние и осязание

• Отчетливо предпочитает сладкие запахи

• Избегает горьких или кислых запахов

• Узнает запах грудного молока своей матери

• Предпочитает мягкие, а не шероховатые материалы. Радуется мягким прикосновениям

• Не любит, когда к нему прикасаются недостаточно осторожно или неожиданно

Контроль за развитием ребенка.

Сообщите вашему педиатру, если обнаружите какой-то из нижеперечисленных признаков задержки развития на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка:

• Ребенок выражено плохо и медленно сосет

• Не моргает, когда оказывается перед источником яркого света

• Не фокусирует взгляд и не следит глазами за находящимся вблизи объектом, перемещающимся из стороны в сторону

• Редко двигает руками и ногами, выглядит словно одеревеневшим

• Ножки и ручки расслаблены, висят, как тряпочка

• Нижняя челюсть дрожит непрерывно, даже когда ребенок не беспокоится, не плачет и не кричит

• Ребенок не реагирует на громкие звуки

Каких достижений в развитии стоит ожидать к трехмесячному возрасту?

К возрасту трех месяцев ваш ребенок поразительным образом изменится, проделав путь от полностью зависимого новорожденного младенца до активно реагирующего малыша. Ребенок утратит многие из рефлексов, свойственных новорожденным, а его тело начнет постепенно ему подчиняться. Вы заметите, как ваш ребенок начнет проводить долгое время изучая собственные руки и наблюдая, как они двигаются.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• Поднимает голову и грудь, лежа на животе

• Приподнимает верхнюю часть тела руками, лежа на животе

• Вытягивает ноги и толкается ими, лежа на животе или спине

• Раскрывает ладони и сжимает кулачки

• Отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности

• Подносит руки ко рту

• Ударяет свисающие предметы руками

• Хватает игрушки и трясет ими

Зрительное и слуховое развитие

• Внимательно разглядывает лица

• Следит за движущимися предметами

• Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии

• Начинает согласовывать движения рук и направление взгляда. Формируется зрительно-двигательная координация движений

• Улыбается при звуке вашего голоса

• Начинает гулить

• Начинает подражать некоторым звукам

• Поворачивает голову в направлении звука

Социальное и эмоциональное развитие

• Появление «социальной» улыбки (начинает улыбаться людям)

• Радуется, играя с другими людьми, и может заплакать, когда игра прекращается

• Становится более общительным, все больше может выражать свои эмоции с помощью движений и выражения лица

• Копирует некоторые движения и выражения лиц. Подражает мимике взрослого

Контроль за развитием ребенка.

Хотя каждый малыш развивается по-своему, в своем темпе, отсутствие определенных достижений может свидетельствовать о медицинских проблемах или задержках развития, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих признаков, которые должны насторожить родителя ребенка возраста около трех месяцев, обсудите это с вашим педиатром:

• Не реагирует на громкие звуки

• К возрасту двух месяцев не начинает обращать внимание на свои руки

• К возрасту двух месяцев не улыбается на звук вашего голоса

• К возрасту двух-трех месяцев не следит взглядом за движущими предметами

• К возрасту трех месяцев не хватает и не удерживает предметы

• К возрасту трех месяцев не улыбается людям

• Не может хорошо держать голову в три месяца

• К возрасту трех-четырех месяцев не тянется к игрушкам и не хватает их

• К возрасту трех-четырех месяцев не начинает гулить

• К возрасту четырех месяцев не начинает тянуть предметы в рот

• К возрасту четырех месяцев начинает лепетать, но не пытается копировать никакие звуки

• К возрасту четырех месяцев не отталкивается ногами, когда ступни находятся на твердой поверхности

• Не может свободно двигать каким-то одним или двумя глазами во всех направлениях

• Косит глазами большую часть времени (редкое косоглазие нормально в эти первые месяцы)

• Не обращает внимания на новые лица, или выглядит очень испуганным при появлении новых лиц или попадании в новую обстановку

• Сохраняет тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех-пяти месяцев

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте семи месяцев

В возрасте от четырех до семи месяцев, с Вашим ребёнком происходят самые важные изменения. В этот период он учится согласовывать возникающие у него ощущения (зрительные, осязательные, слуховые) со все новыми движениями и в результате научится хватать, переворачиваться, сидеть и, возможно, даже ползать.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• Переворачивается с живота на спину и обратно

• Садится с помощью, а затем и без помощи рук

• Стоит с поддержкой

• Дотягивается до предметов одной рукой

• Перекладывает предметы из одной руки в другую

• Сгребает предметы в ладонь всеми пальцами, не использует «пинцетный» захват

Зрительное развитие

• Может видеть все цвета

• Совершенствуется зрительное восприятие отдаленных объектов Может лучше следить взглядом за движущимися предметами

Развитие языковых навыков:

• Откликается на своё имя

• Начинает реагировать на слово "нет"

• Различает эмоции и интонации

• Издаёт свои звуки в ответ на те, которые слышит

• Выражает голосом радость и неудовольствие

• Начинает лепетать: произносит сочетания согласных звуков и слогов

• Развитие процесса познания:

• Находит спрятанный предмет, часть которого осталась на виду

• Исследует предметы руками и ртом

• Прилагает усилия, чтобы достать предметы, находящиеся на расстоянии

Социальное и эмоциональное развитие:

• Ребёнку нравятся совместные игры (Примечание Полины имеются ввиду игры на взаимодействие (прятки/ку-ку, потешки с движениями, "дай-на"))

• Проявляет интерес к изображениям в зеркале

• Реагирует на проявления эмоций других людей, часто радуется

Контроль за развитием ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.

Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте семи месяцев:

• Ребёнок очень напряжён, мышцы жёсткие

• Ребёнок слишком расслаблен, как тряпичная кукла

• Голова по-прежнему запрокидывается назад, если ребенка тянуть за руки, помогая ему сесть

• Всегда протягивает только одну определенную руку, чтобы достать какой-то предмет

• Отказывается от обниманий

• Не проявляет любви к тем людям, которые за ним ухаживают

• Ребёнку не нравится быть в обществе других людей

• Один или оба глаза постоянно сведены к переносице или, наоборот, расходятся к вискам

• Постоянное слезотечение, выделения из глаз или чувствительность к свету

• Не реагирует на звуки

• Засунуть какой-либо предмет в рот для ребенка очень сложно

• К возрасту четырех месяцев не поворачивается к источнику звука

• К возрасту пяти месяцев не переворачивается со ни спины на живот, ни обратно

• В возрасте старше пяти месяцев безудержно плачет по ночам

• К возрасту пяти месяцев не улыбается спонтанно

• К возрасту шести месяцев не садится с поддержкой

• К возрасту шести месяцев не смеётся, не повизгивает

• К возрасту шести-семи месяцев не тянется активно за предметами

• К возрасту семи месяцев не следит за предметами обоими глазами вблизи (на расстоянии 30 см.) и вдали (180 см.)

• К возрасту семи месяцев не удерживает вес тела, стоя на ногах с поддержкой

• К возрасту семи месяцев не пытается привлечь внимание своими действиями

• К возрасту восьми месяцев не лепечет

• К возрасту восьми месяцев не проявляет интереса к игре в "ку-ку!"

Каких достижений в развитии стоит ожидать от двенадцатимесячного ребенка?

В возрасте восьми-двенадцати месяцев ребенок становится все более подвижным, что несет в себе как приятное волнение, так и определенные сложности для вас двоих. Способность передвигаться с места на место дает вашему ребенку восхитительное ощущение подвластности, чувство контроля - впервые ребенок ощущает себя физически независимым.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка.

Двигательное развитие

• Садится без посторонней помощи

• Ползет вперед в положении лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами

• Встает на четвереньки

• Ползет, отталкиваясь руками и ногами и держа туловище на весу (Это либо четвереньки - ползание на коленках с опорой на ладони, либо передвижение по-медвежьи - опора на стопы и ладони)

• Из положения сидя становится на четвереньки или ложится животом вниз

• Подтягивается, чтобы встать

• Ходит, держась за мебель

• Недолго стоит без поддержки

• Может сделать пару шагов без поддержки

Развитие мелкой моторики и движений рук

• Использует «пинцетный» захват

• Держа в руках кубики, ударяет ими друг о друга

• Кладет предметы в разные емкости

• Вынимает предметы из различных емкостей

• Осознанно выпускает предметы из рук

• Толкает/трогает предметы указательным пальцем

• Пытается рисовать каракули, имитируя то, как пишут взрослые

Развитие языковых навыков

• Все больше интересуется речью окружающих

• Реагирует на несложные устные просьбы

• Реагирует на слово «нет»

• Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет»

• Лепет становится более выразительным

• Говорит «мама» и «папа»

• Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!»

• Пытается повторять слоги и простые односложные слова

Развитие процесса познания

• Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет)

• Легко находит спрятанные предметы

• Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке

• Копирует жесты

• Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает)

Социальное и эмоциональное развитие

• Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев

• Плачет, когда мама или папа уходит

• В своих играх любит копировать других

• Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам

• Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)

• Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?)

• В определенных ситуациях может пугаться

• Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным

• Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание

• Сосет свой пальчик

• Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает

Контроль за развитием ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте восьми-двенадцати месяцев.

• Не ползает

• Волочет по полу одну сторону своего тела, когда ползет (в течение более одного месяца)

• Не может стоять с поддержкой

• Не ищет предметы, которые были спрятаны на его глазах

• Не произносит отдельных слов («мама» или «папа»)

• Не учится пользоваться жестами, как например, махать рукой, качать головой

• Не указывает на предметы или картинки

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте двух лет?

На втором году жизни ваш ребенок уже прекрасно научится ползать, начнет ходить и даже немного разговаривать. Ближайшие несколько лет ребенок будет занят изучением границ, обусловленных вашими правилами и его собственными физическими возможностями и развитием.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• Самостоятельная ходьба

• Ходит, волоча за собой игрушки

• Ходит, неся в руках большую игрушку или несколько игрушек

• Начинает бегать

• Встает на цыпочки

• Бьет ножкой по мячу

• Заползает и сползает с мебели без помощи других людей

• Ходит вверх и вниз по лестнице с поддержкой

• Развитие мелкой моторики и движений рук

• Сам рисует каракули

• Переворачивает емкости, чтобы вылить содержимое

• Стоит башню из четырех или даже больше кубиков

• Некоторые дети чаще пользуются какой-то одной рукой

Развитие языковых навыков

• Показывает на предмет, который называют ему другие люди

• Узнает имена знакомых людей, названия предметов и частей тела

• Произносит несколько не связанных друг с другом слов (к году и трем месяцам – полутора годам)

• Употребляет в речи простые словосочетания (к полутора – двум годам)

• Говорит предложениями из двух-четырех слов

• Исполняет простые просьбы

• Повторяет слова, которые слышит в речи других людей

Развитие процесса познания

• Находит предметы, спрятанные за тремя-четырьмя другими

• Начинает объединять предметы в группы на основе сходства из формы или цвета

• Начинает играть в символические игры

Социальное и эмоциональное развитие

• Копирует поведение других, особенно взрослых людей и детей, которые старше его

• Все лучше осознает свою отдельность от других людей

• Все с большим удовольствием общается с другими детьми

• Проявляет все большую независимость

• Начинает проявлять непослушание

• Страх разлуки проявляется все сильнее по мере того, как возраст ребенка приближается к полутора годам, и затем угасает

Контроль за развитием ребенка

Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные в нашей книге этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте двух лет:

• К полутора годам не начал ходить

• Через несколько месяцев после начала ходьбы ребенок не начинает ходить, как взрослые, ставя ногу сначала на пятку, а потом на носок; или же ходит только на цыпочках

• К полутора годам не произносит как минимум пятнадцати слов

• Не использует в речи простые предложения, состоящие из пары слов

• К возрасту год и три месяца не знает предназначения самых распространенных предметов быта (щетки, телефона, дверного звонка, вилки, ложки)

• К концу описываемого периода развития не начинает копировать действия или повторять слова

• К возрасту двух лет не исполняет простые просьбы

• К возрасту двух лет не научился катить игрушки на колесиках

Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте трех-четырех лет?

С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период "ужасных 2-х лет" и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» - от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.

Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:

Двигательное развитие

• подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.

• поднимается и спускается по лестнице без поддержки

• пинает мяч

• подбрасывает мяч вверх

• почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки

• движется проворно, как лицом вперед, так задом наперед

Развитие мелкой моторики и движений рук

• копирует квадратные формы по образцу

• рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела

• пользуется ножницами

• рисует круги и квадраты

• начинает срисовывать по образцу большие буквы

Развитие языковых навыков

• различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)

• совершенствует основные грамматические навыки

• говорит предложениями из 5-6-ти слов

• говорит достаточно чётко - так, что его понимают даже незнакомые люди

• рассказывает истории

Развитие процесса познания

• правильно называет некоторые цвета

• имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел

• подходит к проблемам со своей точки зрения

• начинает обретать чувство времени

• выполняет просьбы, требующие совершения трех действий

• вспоминает части рассказа

• различает понятия «одинаковое» и «разное»

• Играет в фантазийные игры

Социальное и эмоциональное развитие

• с интересом относится ко всему новому

• объединяется и взаимодействует с другими детьми

• играет в "маму" или "папу"

• проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр

• сам одевается и раздевается

• с ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации

• становится более независимым

• представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения

• воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами

• часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью

Контроль за развитием ребенка

Поскольку каждый ребёнок развивается по-своему, индивидуально, невозможно точно сказать, когда или как ваш ребёнок усовершенствует то или иное качество. Достижения развития, описанные здесь, помогут вам получить общее представление о том, каких изменений вы можете ожидать, но не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому. Однако, поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития для его возрастного уровня.

• не может подбрасывать мяч

• не может подпрыгнуть на месте

• не может кататься на 3-х колёсном велосипеде

• не может держать мелок (каркандаш) в пальцах

• с трудом рисует каракули

• не может поставить 4 кубика один на другой

• по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят

• не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия

• игнорирует других детей

• не общается с людьми которые не являются членами его семьи

• не использует фантазию в играх

• сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом

• выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается

• не может нарисовать круг по образцу

• не использует предложения больше чем из 3-х слов

• неправильно употребляет слова «я» и «ты»

Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?

Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.

Посмотрим на некоторые другие достижения.

Двигательное развитие

• Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше

• Подпрыгивает, кувыркается

• Раскачивается, карабкается (на что-либо)

• Возможно, перепрыгивает (через что-либо)

Развитие мелкой моторики

• Копирует треугольники и другие геометрические фигуры

• Рисует человека с телом

• Пишет некоторые буквы

• Одевается и раздевается без помощи

• Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож

• Обычно сам заботится об использовании туалета

Развитие языковых навыков

• Вспоминает часть рассказа

• Произносит фразы более чем из пяти слов

• Использует будущее время

• Рассказывает длинные истории

• Называет свое имя и адрес

Развитие процесса познания

• Может пересчитать десять и более предметов

• Правильно называет не менее четырех цветов

• Лучше представляет себе понятие времени

• Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)

Социальное и эмоциональное развитие

• Хочет радовать друзей

• Хочет быть похожим на своих друзей

• Легче соглашается с правилами

• Любит петь, танцевать и разыгрывать представления

• Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей

• Знает о различии полов

• Может отличить фантазию от реальности

• Иногда настойчив, иногда очень отзывчив

Контроль за развитием ребенка

Поскольку каждый ребенок развивается своим, особенным образом, невозможно предсказать, когда именно или как ваш дошкольник достигнет совершенства своих навыков. Достижения в развитии, указанные здесь, дадут Вам лишь общее представление о переменах, ожидаемых по мере взросления ребенка, но не беспокойтесь, если его развитие идет немного другим путем. Тем не менее, обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в этом возрасте.

• Ведет себя очень испуганно или робко

• Ведет себя очень агрессивно

• Не может расстаться с родителями без сильного протеста

• Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше пяти минут

• Мало интересуется игрой с другими детьми

• Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно

• Редко использует воображение или имитирование в игре

• Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени

• Не интересуется новыми видами деятельности

• Избегает или сторонится других детей и взрослых

• Не выражает широкого диапазона эмоций

• Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета

• Не может различать фантазию и реальность

• Выглядит необычно пассивным

• Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)

• Не может правильно назвать свои имя и фамилию

• Не использует в речи множественное число и прошедшее время

• Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях

• Не может построить башню из шести-восьми кубиков

• Испытывает неудобство, держа карандаш

• Испытывает трудности, снимая одежду

• Не может эффективно чистить зубы

• Не может вымыть и вытереть руки