Когда ребёнок поступает в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), ему впервые в жизни приходится привыкать к новой обстановке, к незнакомым людям. Этот период привыкания (адаптации) к условиям детского учреждения у маленьких детей может протекать по-разному. Наиболее тяжело протекает период адаптации у детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Многолетние наблюдения за детьми и научные исследования показали, что период адаптации протекает значительно легче в том случае, если у ребёнка до поступления в детское учреждение была определённая подготовка.

Определённая подготовка предусматривает:

  • хорошее состояние здоровья ребёнка, его нормальное физическое и нервно-психическое развитие. Это во многом зависит от того, как выполняются рекомендации и назначения участкового педиатра, который наблюдает ребёнка  со дня его рождения;
  • организацию правильного режима дня ребёнка, который рекомендуется ему по возрасту врачом-педиатром;
  • отсутствие у ребёнка не всегда желательных привычек (сосание пустышки, засыпание при укачивании, стремление постоянно быть на руках у взрослого);
  • формирование у ребёнка возрастных навыков при кормлении, одевании (самостоятельно держать ложку, протягивать ручку, ножки для одевания);
  • воспитание у ребёнка доброжелательного отношения к взрослым и детям (знакомым и незнакомым).

Правила воспитания маленьких детей установлены в результате глубокого изучения особенностей развития детского организма, и лучше всего следовать им с первых дней жизни ребёнка, так как воспитывать легче, чем перевоспитывать. Если же в процессе воспитания малыша были допущены какие-то ошибки, лучше исправить их до поступления ребёнка в дошкольное учреждение, в привычной домашней обстановке.

Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к детскому коллективу, меньше болел и меньше плакал, НЕОБХОДИМО:

  1. 1. Следовать рекомендациям врачей и педагогов с самых первых дней жизни ребёнка.
  1. 2. Тщательно следить за состоянием здоровья ребёнка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием (развитие движений, речи, навыков).
  1. 3. По совету участкового врача проводить систему закаливания ребёнка, учитывая его возраст и состояние здоровья.
  1. 4. Организовать для ребёнка правильный режим дня, близкий к режиму, который принят в дошкольном учреждении, куда поступает ребёнок.
  1. 5. До поступления в ДОУ постарайтесь не приучать ребёнка к засыпанию с пустышкой и укачиванием, кормлению с игрушками и уговорами.
  1. 6. Приучать ребёнка пить из чашки, есть с ложки, пользоваться горшком в те возрастные сроки, которые рекомендуют специалисты.
  1. 7. Научить ребёнка самостоятельно играть с игрушками и как можно меньше быть на руках у взрослого во время бодрствования.
  1. 8. Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.

10. Объективно оценить, готов ли малыш к отлучению от груди.

11. Начинать оформление документов для поступления ребёнка в ДОУ за 3 месяца до выхода мамы на работу, учитывая, что это время может потребоваться на обследование ребёнка, его возможное оздоровление, на процесс адаптации к детскому учреждению, во время которого малыш нуждается в том, чтобы его брали домой раньше. В первое время надо приводить ребёнка всего на 2-3 часа, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в группе, в зависимости от того, как он будет себя чувствовать.

Дома в этот период надо организовать для ребёнка щадящий режим (обеспечить рациональное питание, увеличить продолжительность дневного сна и время пребывания на свежем воздухе), с учётом рекомендаций и советов сотрудников детского учреждения (врачей, педагогов). Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребёнком особенно ласковое.

Когда малыш привыкнет к новым условиям жизни, будет хорошо себя чувствовать, мама может спокойно пойти на работу.

Как надо готовить ребёнка к поступлению в детский сад.

 

  • Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребёнка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребёнка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
  • Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
  • Как можно раньше провести оздоровительные и корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребёнка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребёнка в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня для ребёнка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Оформить в детский сад по месту жительства.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придёт.
  • Стараться отдать его в группу, где у ребёнка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
  • «Раскрыть секреты» малышу возможных навыков обращения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребёнку детским садом, как наказанием за детские грехи, а также за непослушание его.
  • Чтобы ваш ребёнок был, как надо подготовлен к саду, прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей в дошкольном учреждении.
  • Готовить вашего ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребёнка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Всё время объяснять ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и мил.